С российского рынка уходят китайские шины

13 Мая 2016


Вместе с сокращением на 34% импорта грузовых покрышек с прошлого года в России стали увеличиваться собственные производственные мощности

Российские производители грузовых шин нарастили производство в 2015 году на 40%. Эксперты и участники рынка связывают это с желанием производителей занять освободившиеся из-за сокращения импорта ниши. Однако с исчезновением китайских шин в России может появиться контрафактная продукция.

Как рассказали «Известиям» в компании «Кордиант», объем производства грузовых покрышек в России в прошлом году вырос на 40% и составил 2,93 млн штук. По словам генерального директора «Кордианта» Дмитрия Сокова, в нашей стране были введены в эксплуатацию дополнительные мощности, в том числе и на площадке ярославского завода. Это было обусловлено желанием производителей занять освободившиеся из-за сокращения импорта ниши.

По данным компании, импорт грузовых шин за прошлый год сократился на 34%, что связано с ростом цен (примерно на 15–20%), вызванным девальвацией рубля.

«С российского рынка практически ушли китайские производители. В 2015 году доля Aeolus составила 1,4% (7,3% в 2014 году), Triangle — 2% (6,3% в 2014 году)», — сообщается в материалах «Кордианта». В целом доля китайских производителей в структуре импорта в Россию снизилась с 64% в 2014 году до 47% в прошлом году.

Важную роль в этой тенденции сыграло решение Евразийской экономической комиссии о введении антидемпинговых пошлин на китайские грузовые шины в дополнение к действующим таможенным сборам (ставка 10%). Сейчас ставка антидемпинговой пошлины составляет от 14,8% до 35,4% от таможенной стоимости в зависимости от компании. В связи с этим полное восстановление позиций китайских игроков на горизонте пяти лет не ожидается, уверены эксперты «Кордианта».

Однако в связи с принятыми антидемпинговыми мерами в России стоит ждать увеличения контрафактной продукции. Несмотря на отсутствие данных по контрафакту, по словам Дмитрия Сокова, эта проблема всегда остро стояла из-за недостаточно эффективных мер по защите российского шинного рынка. По его словам, за счет «серых зон» в таможенном регулировании на рынок проникает контрафактная продукция с низкими качественными характеристиками.

Китайские подделки автопокрышек — уже не новая тема для Европы и Азии. В середине 2000-х был громкий скандал. Компания Michelin была вынуждена обратиться с иском в Еврокомиссию, требуя запрета продаж в Евросоюзе поддельных китайских автопокрышек для грузовых автомобилей под французской маркой. Тогда, по данным Michelin, по всей Европе было продано около 70 тыс. контрафактных шин. С подделкой грузовых шин в Азии сталкивались такие компании, как Continental и Yokohama.

«Необходима совместная работа с госорганами по перекрытию серого импорта шин из Юго-Восточной Азии, которые декларируются на таможне по заниженной стоимости», — уверен Дмитрий Соков.

В Минпромторге и ФТС не смогли предоставить оперативный комментарий по объему контрафактной продукции и способам предотвращения ее поступления в Россию.

В настоящее время черный список стран — производителей подделок возглавляет по-прежнему Китай. Такие данные содержатся в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, подготовленном совместно с Бюро по интеллектуальной собственности Евросоюза, о ситуации с контрафактом в мире.

По данным доклада, тезисы которого опубликованы в понедельник на сайте системы бренд-контроля DAT, на долю КНР приходится 63,2% мирового контрафакта. Второе место с долей 3,3% занимает Турция, а на третьем месте Сингапур с долей 1,9%.

«Риск использования контрафактных шин в первую очередь заключается в опасности для жизни и здоровья водителей, так как только качественные шины могут обеспечить надежное сцепление с дорогой и управляемость транспортного средства», — сообщили «Известиям» в пресс-службе компании «Нокиан Шина».

В то же время в компании подчеркивают, что производство шин — крайне сложный и дорогостоящий процесс, требующий серьезной материальной базы в виде специального оборудования. Такой же позиции придерживаются в Continental Tires Rus, однако отмечают, что в последнее время азиатские страны предпочитают выпускать шины под своим брендом нежели подделывать именитых производителей, так как это сразу же будет понятно дилерам.

Источник: «Известия». Надежда Мерешко


Возврат к списку